Методы контроля знаний,
умений и навыков обучающихся
(выступление на ШПО)
«Контроль»
означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений
обучаемых. Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и
оценку (как результат) проверки.
В
методической литературе принято считать, что контроль является
так называемой “обратной связью” между учеником и учителем, тем
этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об
эффективности обучения предмету.
Контроль знаний - это выявление соответствия сформированного
объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а
также определения уровня владения умениями и навыками. Данное
определение приводит словарь методических терминов Э.Л. Азимова
и А.И. Щукина.
Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений:
• диагностирование и корректирование знаний и
умений;
• учет результативности отдельного этапа процесса
обучения;
• определение итоговых результатов обучения на
разном уровне.
В
зависимости от специфики организационных форм различают контроль:
фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или
уплотненный) и самоконтроль учащихся.
Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся,
в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и
овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
Метод
устного контроля — наиболее распространенный метод контроля
знаний учащихся. При устном опросе устанавливается
непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе
которого педагог получает широкие возможности для изучения
индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного
материала. Типичные ошибки в применении методов устного контроля
проявляются в следующем: не всегда учитель обеспечивает должную
полноту контроля, проверяет лишь фактические знания и редко
выявляет знания мировоззренческих идей.
Метод письменного контроля — наряду с устным является важнейшим
методом контроля знаний, умений и навыков учащегося.
Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять
ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки
результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в
наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного
материала всеми учащимися группы, определить направление для
индивидуальной работы с каждым. Письменные работы по содержанию
и форме в зависимости от предмета могут быть самыми
разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения,
ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов,
выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных
ответов, рефератов. В целях сокращения времени на выполнение
некоторых видов письменных контрольных работ практикуется
применение программированных средств: пособий с печатной основой,
в которых учащимся предлагается заполнить имеющиеся там пропуски
(словами, буквами, знаками, цифрами), выбрать один из нескольких
приводимых ответов на заданный вопрос, подчеркнув или отметив
его, перфокарты и др. Применение таких пособий значительно
облегчает работу учеников и проверку выполненных заданий
учителем. Отметим особенности таких форм письменной проверки,
как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты.
Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и
периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные
работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в
основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно
связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему.
При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше
по объему и времени её выполнения.
Методы лабораторного контроля — сравнительно новый вид контроля.
В число контрольных лабораторных работ включается проверка
умений пользоваться аппаратными и программными средствами ЭВМ на
уроках информатики, измерительными приборами на уроках физики,
химии и спецдисциплин.
Дидактические тесты являются сравнительно новым
методом проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест
достижений) - это набор стандартизованных заданий по
определенному материалу (или предмету), устанавливающий степень
усвоения его учащимся. Преимущество тестов в их объективности,
т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.
Методы машинного (компьютерного) контроля. В практику обучения
постепенно входят методы машинного контроля за качеством
усвоения знаний, особенно по предметам
естественно-математического цикла. Ответы набираются или цифрами,
или в виде слов. Машина соблюдает высокую степень объективности
контроля, но не может учесть психологические особенности
учащегося.
Методы машинного контроля я постоянно использую на своих уроках,
комбинируя его с методами устного и письменного опроса. Это
способствует развитию навыков работы обучающихся с аппаратными
средствами, повышению интереса к предмету, накопляемости оценок,
экономии рабочего времени.
На мой взгляд, для организации компьютерного
тестирования очень хорошо подходит программа MyTest, которая
позволяет создавать тесты, включающие задания с одиночным и
множественным выбором ответов, с ручным вводом чисел и текста, с
выбором фрагмента картинки, с перестановкой букв и т. д.
В
качестве примера Вашему вниманию представлен тест по информатике
на тему "Архивация данных", который частично демонстрирует
возможности программы MyTest.
Эта программа
находится в свободном доступе в сети интернет и ее можно скачать
по ссылке
http://mytest.klyaksa.net/htm/download/.
Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность
разработчикам этой программы, которая значительно облегчает труд
преподавателей по контролю знаний, умений и навыков обучающихся. |