Профессиональное училище № 58, ПУ 58

 

Главная О нас Учимся Отдыхаем Приглашаем

Профессиональное училище № 58 >> Страница педагога >> Рогов Александр Владимирович

 

РОГОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

 
 

А.В.Рогов

Рогов Александр Владимирович

Преподаватель информатики и физики
 

 

Методы контроля знаний, умений и навыков обучающихся

(выступление на ШПО)

     «Контроль» означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

     В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учеником и учителем, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

     Контроль знаний - это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками. Данное определение приводит словарь методических терминов Э.Л. Азимова и А.И. Щукина.

     Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений:

• диагностирование и корректирование знаний и умений;

• учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

• определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

     В зависимости от специфики организационных форм различают контроль: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или уплотненный) и самоконтроль учащихся.

     Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

    Метод устного контроля — наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого педагог получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала. Типичные ошибки в применении методов устного контроля проявляются в следующем: не всегда учитель обеспечивает должную полноту контроля, проверяет лишь фактические знания и редко выявляет знания мировоззренческих идей.

     Метод письменного контроля — наряду с устным является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым. Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. В целях сокращения времени на выполнение некоторых видов письменных контрольных работ практикуется применение программированных средств: пособий с печатной основой, в которых учащимся предлагается заполнить имеющиеся там пропуски (словами, буквами, знаками, цифрами), выбрать один из нескольких приводимых ответов на заданный вопрос, подчеркнув или отметив его, перфокарты и др. Применение таких пособий значительно облегчает работу учеников и проверку выполненных заданий учителем. Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты.

     Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения.

     Методы лабораторного контроля — сравнительно новый вид контроля. В число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться аппаратными и программными средствами ЭВМ на уроках информатики, измерительными приборами на уроках физики, химии и спецдисциплин.

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу (или предмету), устанавливающий степень усвоения его учащимся. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

     Методы машинного (компьютерного) контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоения знаний, особенно по предметам естественно-математического цикла. Ответы набираются или цифрами, или в виде слов. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности учащегося.

     Методы машинного контроля я постоянно использую на своих уроках, комбинируя его с методами устного и письменного опроса. Это способствует развитию навыков работы обучающихся с аппаратными средствами, повышению интереса к предмету, накопляемости оценок, экономии рабочего времени.

На мой взгляд, для организации компьютерного тестирования очень хорошо подходит программа MyTest, которая позволяет создавать тесты, включающие задания с одиночным и множественным выбором ответов, с ручным вводом чисел и текста, с выбором фрагмента картинки, с перестановкой букв и т. д.

     В качестве примера Вашему вниманию представлен тест по информатике на тему "Архивация данных", который частично демонстрирует возможности программы MyTest.

   Эта программа находится в свободном доступе в сети интернет и ее можно скачать по ссылке http://mytest.klyaksa.net/htm/download/.

     Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность разработчикам этой программы, которая значительно облегчает труд преподавателей по контролю знаний, умений и навыков обучающихся.

 

 

 

Главная
 О Нас
   Наша история
   Наши профессии
   Наши педагоги
 Учимся
   Теория
   Практика
   Учебная база
 Отдыхаем
   Спорт
   Кружки и секции
   Праздники
 Приглашаем
   Основное обучение
   Курсы
   Как нас найти
 Архив событий

 Галерея видео

© 2009-2015 ПУ-58 

 

design & supervision by tatevik & dencar